Твой информационный партнер в Сергиевом Посаде   Редакция  ♦  Реклама на сайте 

Сергиев Посад

Сергиев Посад - Инфо. RU Лучший новостной сайт Московской области

Достопримечательности Сергиева Посада
Версия для печати

Заказать экскурсии в Сергиев Посад Вы можете в "Бюро путешествий "ТУРПОСАД+" : +7 (496) 547-43-43, +7 (916) 129-25-29

Свято-Троицкая Сергиева Лавра


  03.07.2013  

Симонов монастырь в Москве, Борисоглебский в Ростове, Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий в Серпухове, Георгиевский на Клязьме — все эти обители были основаны преподобным Сергием Радонежским в разные годы XIV века. Но первой и особой среди них стала одна, начинавшаяся как Троицкая пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди Радонежского бора.
 
За шесть веков своего существования уединенная пустынь выросла в Троице-Сергиеву Лавру: крупнейший православный мужской монастырь России, архитектурный ансамбль ошеломляющей красоты, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Великолепие современного монастырского града на холме Маковец ничем не напоминает о первых днях основания обители, жизнь в которой была исполнена скорби и тесноты и подчинялась суровой дисциплине монашеского общежития — того самого «строжайшего монашества», которое до появления Сергия никак не приживалось на Руси.
 
Сергий Радонежский до конца жизни оставался игуменом основанного им Троицкого монастыря, отказавшись от митрополичьего золотого креста; здесь он преставился, здесь покоятся его святые мощи. Смиренный подвижник, сам того не желая, оказался «виноват» в стремительном возвышении Троицкой обители и ее превращении в одну из главных православных святынь — личность и труды человека, которого уже при жизни почитали как святого, были столь значимы для русской истории, что о. Павел Флоренский назвал преподобного «Строителем и Ангелом России»: по большому счету, без Сергия Радонежского и его обители могло и не состояться российское государство.
 
Новое государство, советское, превратило древний монастырь сначала в музей, затем — в парадную витрину дозволенного советского православия. Сегодня, когда главная патриаршая резиденция переместилась в московский Свято-Данилов монастырь, официоз — в храм Христа Спасителя, Лавра продолжает жить двойной жизнью — как центр духовный и центр туристический, сияющий с холма Маковец над Сергиево-Посадской городской агломерацией. Тучи раскормленных туристами голубей перелетают от Святых ворот на улицы постсоветского пост-Загорска.
 
Феномен нашего времени: духовные поиски больше не являются единственным мотивом для поездки в Лавру. Туристов с фотоаппаратами, но без веры, здесь не меньше, чем истово верующих паломников. Экскурсоводы стараются доступно изложить ключевые взаимосвязи — Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Ослябя и Пересвет, Иван Грозный, Борис Годунов, Петр Первый… — заставляя задуматься, что по значимости для российской истории с Лаврой может сравниться разве что Кремль.
 
Но, в отличие от Кремля, у Лавры есть сердце: маленький Свято-Троицкий собор, почти незаметный на фоне величественных сооружений поздних эпох. Весь монастырь вырос вокруг этой церкви, построенной на месте первой деревянной церквушки отшельника Варфоломея, будущего Сергия Радонежского. Здесь в серебряной раке покоится главная святыня обители: святые мощи преподобного Сергия. Первую роспись собора сделали иноки Андрей Рублев и Даниил Черный, а для первого на Руси высокого иконостаса Андрей Рублев написал свой главный шедевр — «Троицу».
 
Намоленные соборы, красота монастырского града и материальные воплощения духа истории — в «Доме Живоначальной Троицы» каждый найдет ответ на свои внутренние вопросы. Единственное, чего не стоит искать гостю в Троице-Сергиевой Лавре, — тишины и уединения.
 
Важно
 
Не забывайте правила: при посещении лавры женщинам настойчиво рекомендуется покрыть голову, надеть юбку ниже колен и одежду с длинными рукавами; мужчинам перед входом в храм снять головные уборы, забыть о шортах и майках.
 
Местные особенности
 
Паломнический центр Лавры располагается рядом со входом в надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Заведующий — игумен Мефодий (Ермаков). Телефоны Паломнического центра (только для заказа экскурсий): 4-57-21, московский телефон 721-26-77
 
Экскурсии по монастырю организуются ежедневно с 9.00 до 17.00. Экскурсии по ризнице необходимо предварительно заказать по тел. 4-57-21 на время 12.15, 12.30, 15.30 и 15.45.
 
Архитектурные объекты Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
 
1. Троицкий собор (1422)
 
2. Никоновская церковь (1623)
 
3. Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (1476)
 
4. Успенский собор (1585)
 
5. Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и Больничные палаты (1635 — 1637)
 
6. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (1686 — 1692)
 
7. Надвратная церковь Рождества св. Иоанна Предтечи (1692 — 1699)
 
8. Михеевская церковь (1734)
 
9. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (1746 — 1753)
 
10. Успенский кладезь с часовней (1644 — конец XVII века)
 
11. Колокольня (1741 — 1768)
 
12. Усыпальница Годуновых (1782)
 
13. Обелиск (1792)
 
14. Сень над крестом (1872)
 
15. Митрополичьи покои (1778)
 
16. Ризница (1782)
 
17. Казначейский корпус братских келий (1743 — 1745)
 
18. Варваринский корпус братских келий (XVI — XX века)
 
19. Предтеченский корпус братских келий (1640)
 
20. Экономский корпус (XVII — XIX века)
 
21. Успенский корпус келлий (XVII век — 1816)
 
22. Инспекторский корпус (XVII век — 1816)
 
23. Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери (1686 — 1692, 1870)
 
24. Классный корпус МДА (1839 — 1884)
 
25. Библиотечный корпус МДА (1876)
 
26. Больничный корпус МДА (1835 — 1884)
 
27. Святые ворота (XVI — XIX века)
 
28. Пятницкая башня (1640)
 
29. Луковая башня (XVI — XVIII века)
 
30. Водяные ворота (XVI — XVIII века)
 
31. Водяная башня (XVII век)
 
32. Пивная башня (XVI — XVII века)
 
33. Келарская башня (1643)
 
34. Гостиные (Келарские) палаты (1643)
 
35. Плотничья башня (XVII в.)
 
36. Каличья башня (1759 — 1772)
 
37. Звонковая башня (XVI — XVII века)
 
38. Уточья башня (XVII век)
 
39. Сушильная башня (XVI — XVII века)
 
40. Успенские ворота (2-я половина XVII века)
 
История, легенды и факты
 
В 1337 году Сергий Радонежский основал здесь православную обитель. Вместе со своими подвижниками возвел небольшую деревянную церковь Святой Троицы. Позже сюда стали приходить иноки — образовался монастырь. В разное время тут жили Никон Радонежский, Максим Грек, Епифаний Премудрый. Еще тогда в Лавре начала собираться библиотека рукописных и печатных книг.
 
Сохранился до наших дней схематичный план устройства монастыря: внутренний двор с церковью и трапезной, с четырёх сторон окруженный кельями. Первым игуменом был Митрофан, постригший будущего главу обители Сергия Радонежского в монахи.
 
В Троицком монастыре получил благословение на Куликовскую битву Дмитрий Донской и его войско. Вместе с воинами отправились на сражение и здешние монахи — Пересвет и Ослябя. Вошедшее в легенду начало Куликовской битвы: богатырь Пересвет сошёлся в поединке с монгольским силачом Челубеем, и оба погибли в этом бою…
 
Самым ранним строением монастыря считается белокаменный Троицкий собор, возведенный в 1422 году на месте деревянного храма. В 1408 году монастырь сожгли татары, и Никон — тогдашний настоятель — повелел строить новый собор из камня. Троицкий собор возводили сербские монахи, после сражения на Косовом поле нашедшие приют в обители.
 
Над иконостасом работали русские иконописцы Андрей Рублев, создавший здесь свою «Святую Троицу», и Даниил Черный.
 
В Троицком соборе лежат мощи Сергия Радонежского, поклониться которым ежедневно приходят сотни прихожан. С течением времени вокруг храма сформировался архитектурный ансамбль Лавры. Собор увековечил традиции московского зодчества XIV—XV столетий. Показательной стала и живописная многоярусная вершина храма.
 
Никоновская церковь, построенная в 1552 году, примыкает к Троицкому собору с юга. С этой же стороны — там, где по преданию была келья преподобного Сергия, пристроена Серапионовская палатка (1783 г.), возведенная над мощами Новгородского архиепископа Серапиона, скончавшегося в монастыре.
 
Духовский собор (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) был воздвигнут на территории монастыря следующим, после Троицкого, в 1476 году. Он построен псковскими зодчими из кирпича и завершен синекупольной колокольней. У северной стены церкви покоятся мощи преподобного Максима Грека.
 
Самое значительное по масштабам — здание Успенского собора. Его возводили в течение 26 лет (1559 — 1585г.г.) по образцу одноименного храма Московского Кремля. За процессом стройки следил сам Иван Грозный. Художественные работы в соборе велись уже по указанию его сына — Федора Иоанновича. Он и его супруга — Ирина Федоровна Годунова — не имели детей и надеялись, что, одарив храм, заслужат милость бога.
 
Иконостас вместе с другими мастерами расписывал московский художник на царской службе, Симон Ушаков, а фрески выполнял выдающийся живописец Древней Руси Дмитрий Григорьев.
 
С северо-западной стороны к собору примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи. Над ними в 1780 году была сооружена шатровая палатка, но до наших дней она не сохранилась.
 
К юго-западу от храма — Надкладезная часовня конца XVII века. Ее архитектуру специалисты относят к нарышкинскому стилю — так называют начальный этап развития русского барокко.
 
К памятникам церковного зодчества XVIII века принадлежит Михеевская (1734) и Смоленская (1746–1753) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741–1770) — самая высокая в России, 88,5 метра.
 
За алтарем Успенского собора с северной стороны погребен писатель и общественный деятель Иван Сергеевич Аксаков (1886). Кроме того, в Лавре захоронены представители знатных русских родов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские… На кладбище Черниговского скита погребены К.Н.Леонтьев, В.В.Розанов и другие известные деятели русской культуры.
 
Со временем Троицкая обитель стала духовным центром Московских земель, опорой московских князей, и нередко играла заметную роль в политической жизни страны. Неоднократно Троицкий монастырь осаждали неприятели, но вражеская нога ни разу так и не ступила на святую землю. В XV веке монастырская территория была обнесена белокаменной стеной протяженностью 1284 метра.
 
Обитель выдержала осаду польско-литовских интервентов в 1608–1610 годах, хотя численность наступающих превосходила численность осажденных в 10 раз! Как гласит предание, дух монахов поддерживали чудесные явления преподобного Сергия Радонежского. Так монастырь продержался целых 16 месяцев, а после отступления врага стал одним из оплотов второго ополчения Минина и Пожарского.
 
Во время Стрелецкого бунта в Троицкой обители было убежище царевны Софьи Алексеевны, а также царевичей Ивана и Петра. В 1689 году здесь же укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I.
 
В 1744 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус Лавры. С приходом советской власти обитель закрыли. В зданиях разместился историко-художественный музей. Возрождение Лавры началось в Великую Субботу 1946 года, когда вновь заговорившие колокола воззвали на богослужение в Успенском соборе. В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы.
 
С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия. Это старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. После пожара Москвы 1812 года Духовную академию перевели в Лавру.
 
В ведомстве лавры находится церковь Святой Троицы, которая служит Патриаршим подворьем обители. Интересно, что эта церковь находится на острове Ватерлоо (Южные Шетландские острова) в Антарктике, недалеко от российской полярной станции «Беллинсгаузен». Церковь Святой Троицы считается самым южным православным храмом в мире.
 
В 1814 году, после московского пожара, в Троице-Сергиеву лавру была переведена Духовная академия, бывшая Славяно-греко-латинская — первое высшее учебное заведение России. Она была закрыта после Октябрьской революции и возродилась в 1944 как Православный богословский институт и Высшие богословско-пасторские курсы при нем. В 1946-м институт был преобразован в Духовную академию и семинарию, которые с 1949-го разместились во вновь открытой Троице-Сергиевой лавре. Гуманитарное образование, которое получали студенты академии, отличалось от стандартного советского в лучшую сторону и очень ценилось. А далекие от церкви романтические девушки рассматривали поездку в Загорск как возможность встретить жениха из числа духовных студентов.
 
В настоящее время в семинарии пятилетняя система обучения, в академии — трехлетняя. Студенты выбирают специализацию и учатся на одном из четырех отделений: библейском, богословском, церковно-историческом или церковно-практическом. Есть возможность учиться заочно. Действуют Регентская и Иконописная школы и Высшие богословские курсы.
 
В Троице-Сергиевой лавре похоронены писатель Иван Аксаков, философ Константин Леонтьев (принявший здесь постриг под именем Льва), писатель и философ Василий Розанов. Тут же находится усыпальница семьи Годуновых.
 
Усыпальница Годуновых
 
Усыпальница Годуновых находится в Троице-Сергиевой Лавре с западной стороны Успенского собора, слева от парадного его крыльца.
 
Усыпальница в виде небольшой палатки была поставлена в 1782 г. над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в Троицкий монастырь в 1606 г., а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги, умершей в 1622 г.
 
Черниговский скит
 
Уникален Черниговский скит.
 
Здесь хранилась чудотворная икона Черниговской Богоматери.
 
Незабываемо посещение подземного храма.
 
Спустившись в него, почувствовав холод монашеских келий, вы еще больше ощутите себя причастным к великой истории России, откроете ее неизвестные страницы.
 
Здесь жили и творили мыслители и общественные деятели - Николай Бердяев и Василий Розанов, Павел Флоренский и Александр Мень.
 
Черпали вдохновение писатели Л.Н.Толстой, А.И.Куприн, М.М. Пришвин, произведения которых вошли в золотой фонд русской литературы.
 
Не одну страницу вписали в историю государства дворянские роды князей Трубецких, Голицыных и Урусовых.
 
Водяная башня
 
 
Водяной башней называется сейчас юго-западная угловая башня монастырской стены.
 
Сооружение этой восьмигранной башни относится к первой половине XVII в.
 
Высота башни до карниза – 25 м, размер по диагонали – 18 м.
 
В башне 6 ярусов, в ее стенах были сделаны 77 бойниц.
 
Свое название башня получила по расположенным вблизи нее Водяным воротам.
 
В настоящее время в башне располагается Издательский отдел Троице-Сергиевой Лавры.
 
Звонковая башня
 
 
Звонковая (Кузничная) башня находится в северной монастырской стене, между Каличьей и угловой Уточьей башнями.
 
Она была выстроена в середине XVI в. Высота башни до карниза – 16 м, размер в плане – 10х11 м.
 
В стенах этой четырехъярусной башни была сделана 51 бойница.
 
Башню отличает нарядный фасад, украшенный большим числом пилястр, поясков и арочек, и шатровое покрытие, которое сохранило первоначальный характер XVII в.
 
Название Звонковой башня получила в середине XVIII в. от висевшего здесь колокола, оповещавшего семинаристов Троицкой семинарии о начале и окончании занятий.
 
Каличья башня
 
 
Каличья башня находится между угловой Плотничной и Звонковой башнями.
 
Башня была сооружена заново в 1759–1772 гг. по плану архитектора И. Яковлева.
 
Возводившаяся одновременно с колокольней, башня имеет много общего с ней в архитектурных формах и особенностях отделки ярусов.
 
Шатровое завершение покрыто зеленой глазурованной черепицей, по примеру Троицкой башни Кремля, в 1793 г.
 
Башня возведена над северными, Каличьими, воротами.
 
Проезд, находящийся в воротах башни, в плане имеет глаголеобразную форму.
 
Келарская башня
 
 
Келарская башня расположена на западной стороне монастыря, между Пивной и угловой Плотничьей башнями.
 
Башня построена после осады Лавры, в 1643 г., и имеет высоту до карниза 20 м, размеры в плане – 20х19 м.
 
В башне 4 яруса, в ее западной стене было сделано 60 бойниц.
 
В 1846 г. над башней был надстроен еще один этаж, бойницы были частично растесаны в окна, частично заложены, что изменило внешний вид башни.
 
Луковая башня
 
 
Прямоугольная Луковая башня находится в южной монастырской стене, между Пятницкой и Водяной угловыми башнями.
 
Она была возведена вместе с крепостными стенами в сер. XVI в.
 
Высота этой четырехъярусной башни до карниза составляет 19 м, размеры в плане – 10х11 м.
 
В башне было сделано 50 бойниц.
 
Свое название она получила от лукового огорода, находившегося возле нее за стеной.
 
Современный вид с верхом в виде беседки башня приобрела в XVIII в.
 
В настоящее время в башне располагается монастырская мастерская по реставрации икон.
 

Пивная башня 

Пивная башня расположена в западной стене монастыря, между угловой Водяной и Келарской башнями.

Высота башни до карниза 26 м, размеры в плане – 19х16,5 м.

В башне 7 ярусов, в ее стенах была сделана 181 бойница.

Сильно пострадавшая во время польско-литовской осады 1608–1610 гг., башня была капитально перестроена до 1641 г.

Свое название башня получила по находившейся в ней пивной монастырской палате.

Плотничья башня 
 
 
Плотничья башня – угловая северо-западная башня монастырской стены, сооруженная в первой половине XVII века.
 
Сферическая кровля, вместо первоначального шатрового завершения, появилась в конце XVIII в.
 
Высота этой шестиярусной восьмигранной башни до карниза – 26 м, размер по диагонали – 18 м.
 
В башне было сделано 77 бойниц.
 
Свое название башня получила от располагавшегося поблизости плотничьего двора.
 
Пятницкая башня
 
 
Пятницкая башня – угловая юго-восточная башня монастырской стены.
 
Она была выстроена в 1640 г.
 
Ее предшественница была разрушена взрывом во время польско-литовской осады 1608–1610 гг.
 
Высота башни до карниза составляет 22 м, размер по диагонали – 21 м.
 
Свое название башня получила по располагающейся перед ней у подножия монастырского холма Пятницкой церкви.
 
Восьмигранная шестиярусная Пятницкая башня с ее 77 бойницами – одна из самых мощных боевых башен монастыря.
 
Низкая шатровая кровля, покрывающая ныне башню, была сделана после пожара в 1923 г.
 
Сушильная башня 
 
 
Сушильная башня находится в восточной монастырской стене, между Успенскими воротами и угловой Уточьей башней.
 
Сооруженная в середине XVI в., башня дошла до нас почти без изменений.
 
Завершавший ее в XVII в. высокий шатер со сторожевой вышкой восстановлен в 1971 г.
 
Высота башни до карниза составляет 15 м, размер башни в плане – 14х9 м.
 
В стенах этой четырехъярусной башни было сделано 50 бойниц.
 
Свое название башня получила от располагавшегося в ней хозяйственного помещения – сушила.
 
Уточья башня 
 
 
Уточья (Житничная) башня – угловая северо-восточная башня монастырской стены.
 
Современный вид она получила в конце XVII в. при перестройке ее верха.
 
Высота башни до карниза 22 м, размер по диагонали 18 м.
 
В стенах этой шестиярусной башни было сделано 77 бойниц.
 
Своим ажурным четырехъярусным завершением – с высоким шпилем, увенчанным каменной «утицей», богато декорированными стенами с бойницами сложной фигурной формы Уточья башня выделяется среди остальных монастырских башен и является замечательным украшением архитектурного ансамбля монастыря.
 
Красная башня
 
Красная башня, расположенная в восточной линии Троицкой крепости, была построена в середине XVI и надстроена в высоту с устройством дополнительного боевого яруса в 1640-х гг.
 
Нижний, укрепленный белокаменными контрфорсами, ярус Красной башни прорезает арка главных ворот Лавры – Святых врат.
 
Для защиты подхода к воротам отдельные амбразуры нижнего яруса ориентированы на площадку перед воротами.
 
В XVII в. Красная башня имела скромный декор в виде тяг из тесаного кирпича, да киота над воротной аркой, в котором помещался образ «Отечество» с предстоящими чудотворцами, преподобными Сергием и Никоном Радонежскими.
 
Полотнища ворот были сделаны из дубовых брусьев и обиты железными листами.
 
Над башней возвышалась шатровая кровля.
 
Существующий вид Красная башня приняла в 1855 – 1856 гг., когда по проекту архитектора И.А. Малышева, выходца из служителей Лавры, получившего образование в Петербургской Академии художеств, на месте старого портала был построен новый, более торжественный и богато украшенный лепниной портал.
 
Одновременно с новым порталом стены и своды в проходе ворот были украшены изображениями святых, а над башней возведена новая сферическая кровля, увенчанная луковичной главкой с крестом.
 
В июле 1910 г., в честь 300-летней годовщины освобождения Лавры от польско-литовской осады, по сторонам Святых врат были повешены литые чугунные доски весом 18 пудов 10 фунтов каждая, с надписями, напоминающими о подвигах защитников Троицкой обители.
 
В настоящее время доски стоят в нишах по сторонам ворот; венчавшие доски литые двуглавые орлы были уничтожены после революции 1917 г.
 
В настоящее время стены и своды в проходе Святых врат под Красной башней украшают живописные изображения сцен из жития преподобного Сергия Радонежского.
 
Живопись выполнена по холсту, укрепленному на металлической сетке, установленной на некотором расстоянии от стен для циркуляции воздуха.
 
В киоте над порталом помещена икона «Троица», выложенная из уральских самоцветов.
 
Последние ремонтно-реставрационные работы по Красной башне (реставрация белокаменного декора и кровли, покрытие медью архитектурных деталей и карнизов, окрашивание фасадов силиконовыми красками, изготовление и установка водосточных труб, позолота главы и креста) были выполнены в 2010 г. силами Патриаршего архитектурно-реставрационного центра.
 
Источник: strana.ru

Экскурсии в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру вы можете заказать в туристическом агентстве "Бюро путешествий "ТУРПОСАД+" 

 











Другие новости раздела:
  Сергиев Посад – признанная столица русской традиционной игрушки и родина первой матрешки. По преданию сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, вырезал поделки и одаривал ими детей. Со временем игрушечным промыслом занялись местные ...
  Городской парк открыт в сентябре 2013 года в рамках губернаторской программы "Парки Подмосковья" и с этих пор используется как место проведения городских праздников. В парке имеется парковка, детская площадка, спортивная зона, ...
  В 12 километрах о Сергиева Посада находится село Воздвиженское.   В старину это царское село было местом последней остановки по пути ежегодных царских богомольных походов из Москвы в Троицу, являлось свидетелем многих важных ...
На привокзальной площади Сергиева Посада построен памятник С.И. Мамонтову — крупному промышленнику, меценату, видному деятелю в области русского искусства, театра и музыки. Савва Мамонтов активно поддерживал различные виды ...

РЕДАКЦИЯ   ♦   РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ   ♦   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   ♦   НАПИСАТЬ ПИСЬМО   ♦   КОНТАКТЫ   ♦   КАРТА САЙТА